МАОУ "СОШ №26"
г.Улан-Удэ
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Школьная готовность (термин «школьная зрелость» - синоним) предполагает, что ребенок уже способен без вреда для физического состояния и психологического здоровья справляться с нагрузками в школе. Это понятие объединяет в себе психологический, педагогический и физический компонент.

    Очень часто родители сосредотачиваются именно на предметной (педагогической) готовности и учат будущего первоклассника чтению, письму, счету, забывая о том, что куда лучше отдать это в руки специалистов, работающим по проверенным методикам и обладающим необходимой квалификацией для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и комфортным для первоклассника. Так, система обучения «Начальная школа XXI века» не предполагает у вчерашнего дошкольника знаний по тем предметам, с которыми ребенок познакомится в первом классе. Плюс обучение выстроено так, что учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, степень его готовности к школе – все детки в первом классе очень разные, но процесс обучения будет комфортным для всех.  

    Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

    Что необходимо будущему первокласснику

    • Школьная форма (деловая)

    • Сменная обувь

    • Ручка с синей пастой

    • Простой карандаш.

    • Ластик

    • Точилка

    • Цветные карандаши (12 шт.)

    • Линейка деревянная длиной 20 см

    • Пенал – раскладушка.

    • Обложки для тетрадей, учебников

    • Альбом для рисования

    • Краски (гуашь)

    • Кисти для рисования

    • Баночка – непроливайка

    • Клеёнка

    • Фартук, нарукавники (для уроков труда)

    • Восковые карандаши

    • Ножницы с закругленными концами в чехле

    • Цветная бумага

    • Цветной картон и белый картон

    • Клей-карандаш и клей ПВА

    • Пластилин.

    • Футболка белого цвета

    • Шорты (тёмного цвета)

    • Спортивная обувь (легкая, с легко сгибаемой подошвой)

    • Спортивная форма для улицы

    • Лыжи

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

    Инструкция для взрослого

    Тест проводится в форме беседы.

    Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

    Инструкция для ребенка

    Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

    Вопросы для беседы

    1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

    2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

    3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

    4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

    5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

    6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    7. Кем работают твои родители?

    8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

    9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

    10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

    11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

    12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

    13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

    14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

    15. Хочешь ли ты учиться в школе?

    16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

    17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

    18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

    19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

    20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

    21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

    22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

    Обработка теста

    1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

    (за исключением контрольных – см. ниже).

    2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

    3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

    4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

    - № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

    - № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

    - № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

    - № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

    5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

    Оценка результатов

    24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

    20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

    15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

    2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

    3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Во-первых, это общее развитие

    К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

    Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

    У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

    В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

    Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

    Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

    Стороны готовности к школе

    Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

    • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
    • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
    • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
    • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

    1.  Игра-ассоциация «Школа»

    Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отноше­ния родителей к школе напрямую за­висят особенности школьной адапта­ции ребенка. Давайте поиграем. По­думайте, с каким словом у вас ас­социируется слово «школа»? Напри­мер, учеба. Следующий участник дол­жен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполня­ется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

    После выполнения упражнения ана­лизируются предъявленные ассоциа­ции. Делается вывод: получена мно­гообразная палитра ощущений, свя­занных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьно­го обучения родителей.

    2. Упражнение «Незаконченные предложения для родителей».

      - Мои школьные воспоминания – это …

      - В классе я всегда чувствовал себя …

      - Мой классный руководитель относился ко мне …

      - Мои школьные результаты были …

      - Я обижался, если …

      - Я радовался, если …

      - Самое яркое событие школьной жизни – это …

      - Я не хочу, чтобы мой ребенок в школе пережил …

    Если родитель вспоминает негативные моменты из школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит стереотипы отношений к школе отдельных родителей.

    3. Мини-лекция «Понятие готов­ности к школе». Деловая игра «Решение педагогической ситуации»

    Скоро – в школу!

    Физическая готовность

    • ездит на велосипеде; быстро поднимается и спускается по лестнице; прыгает со скакалкой; приседает; прыгает с мячом.

    Все эти умения необходимы для формирования некоторых психических функций – скорости мышления, образного представления, внимания.

    Совет: спортивная секция в жизни вашего ребёнка должна присутствовать обязательно.

    Интеллектуальная готовность

    • понимает суть задания; может уточнить содержание задания; умеет перестроиться в случае каких-либо изменений; способен оформить в слова свои умозаключения; может планировать свою деятельность; способен проговаривать свои действия, исправлять ошибки;

    Совет: лучшая тренировка мышления – это творческие занятия. Пусть ваш малыш побольше рисует, лепит, вырезает из бумаги – словом, творит.

    Эмоционально-волевая готовность

    Под ней мы понимаем умение ребёнка управлять своими эмоциями контролировать импульсивное поведение. Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребёнка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, осуществлять самоконтроль, преодолевать препятствия, действовать согласно правилам и требованиям. Совет: учите ребёнка дожидаться своей очереди, самостоятельно справляться с обидой, досадой в случае неудачи.

    Мотивационная готовность

    Самая сложная проблема, стоящая перед родителями дошкольников – формирование школьной мотивации: изучение и принятие школьной культуры ребёнком задолго до того, как он вступит школьную жизнь. Совет: расскажите о радостных впечатлениях своего первого школьного дня, устройте ребёнку экскурсию в школу. Почитайте ему весёлые книги о школьной жизни.

    Коммуникативная готовность

    Проявляется в умении ребёнка общаться с разными группами людей. Она предполагает наличие различных способов общения – словесного и невербального, межличностного и делового, умение находить правильные слова в разговоре с людьми разного возраста. Совет: детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами.

    Социальная готовность

    Это умение ребёнка легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Совет: воспитывайте в малыше не только лидерские навыки, но и умение быть на второстепенных ролях. Ребёнок должен быть терпимым по отношению к другим.

    Упражнение «Школьное буду­щее моего ребенка»

    Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих перво­классников, — любите своего ребен­ка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте вниматель­ными к его жизни, к его настроению, желаниям.

    •  Я всегда мечтал(а), чтобы в шко­ле мой ребенок...

    •  Когда ребенок оказывается не на высоте, я...

    •  Когда моего ребенка хвалят, я...

    •  Когда ребенок пойдет в первый класс...

    •  Когда он получит двойку или за­мечание, я...

    •  Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...

    Теперь перечитайте каждое предло­жение еще раз и задумайтесь, совпада­ют ли ваши предположения с возмож­ностями вашего ребенка, какое значе­ние именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и ка­кие ожидания вы связываете с его по­ступлением в школу.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 15.00-17.00 Укажите время
    Четверг 15.00-17.00 Укажите время

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie